Блог

Положение дел на рынке дизайн-услуг

Владельцы бизнеса часто сталкиваются с проблемой выбора подрядчика для выполнения дизайнерских работ. На сегодняшний день этот выбор заключается в следующих вариантах: рекламное агентство, дизайн-студия либо фрилансер.

Судя по всему, небольшие и средние дизайн-студии и креативные агентства в ближайшем будущем перестанут существовать. Выживут только крупные команды. Но и они со временем будут поглощены корпорациями, типа Сбербанка, где их будут использовать в качестве внутренних ресурсов разработки. И будут многочисленные фрилансеры, оказывающие узкоспециализированные услуги напрямую малому и среднему бизнесу. В этой ситуации станет востребован дизайн-консалтинг и арт-директинг, как отдельная услуга.

Сегодня дизайн-бизнес у нас настолько плохо развит, что приходится по крупицам выковыривать ценные знания у западных коллег. Нет понимания правил игры ни со стороны самих дизайнеров, ни, тем более, со стороны клиентов. Дизайнеры банально не осознают, что дизайн — это про эффективность и деньги, а не про самореализацию и творческие амбиции. Я и сам таким был долгое время. А клиенты, сталкиваясь с маркетинговыми задачами, не воспринимают дизайнеров как тех, кто эти задачи может решить. В свою очередь дизайн должен решать вопросы коммуникаций бизнеса с потребителями. Вот и живём мы в ситуации тотального разрыва. Отсюда вытекают все пресловутые «игры со шрифтами», «мы хотим ещё пять вариантов» и тому подобное. На сегодняшний день, в общем срезе, дизайн в России не решает проблемы малого бизнеса, а только усугубляет всеобщий хаос в коммуникациях. И причиной тому не только дизайнеры и клиенты, но и система дизайн-образования, живущая в совершенно изолированной от реальности вселенной. К сожалению вынужден констатировать, что в России (за исключением нескольких московских проектов), нет современного эффективного дизайнерского образования.

Существующая на сегодняшний день модель функционирования российской индустрии дизайна в кризисе. Причиной тому является ограниченность ресурсов и косность подходов. Например, на этапе визуализации базовых элементов фирменного стиля при проектировании бренда, агентство-разработчик всегда ограничено возможностями своих штатных дизайнеров и редко способно подключить альтернативных разработчиков из-за нехватки ресурсов. Про исследовательский этап просто нет смысла говорить, там как правило вообще всё делается «от балды», либо в лучшем случае работает копирайтер-фантазёр. Сегодня для решения дизайнерских задач требуется гибкая сетевая модель, которая бы позволила подбирать для каждого этапа проектирования наиболее подходящего исполнителя. За этим будущее.