Если посмотреть немного шире на глобальный рынок дизайна, то можно обнаружить, что в последние 7-8 лет его активно захватывают азиаты. В частности индонезийцы. Международные дизайн-аутсорс площадки кишат ими. И надо отметить, что качество их услуг растёт из-за того, что они ставят правильную точку отсчёта. Они ставят её вовне, в глобальном рынке. Они чувствуют запрос на уровень качества и к нему стремятся. Они коммуницируют с клиентами по всему миру. Они отлично общаются на английском языке.
Думаю, что разумным выходом для нас будет повторение азиатского пути. Вместо того, чтобы вариться с собственном соку, нужно выйти за рамки локального рынка. Нужно приложить максимум усилий, чтобы начать работать напрямую с иностранными клиентами. Нужно объединиться с целью захватить часть глобального рынка. Для этого нужно будет прокачать такие скиллы, как знание английского языка, понимание принципов работы в международном правовом поле. Вовлечь в эту программу нужно дизайнеров из районных центров (Искитим, Болотное, Тогучин и других). Уверен, там есть ребята, которые захотят участвовать в формате локальных лабораторий. На фоне слабого дизайнерского образования это будет особенно актуально. В общем, я думаю, что если запустить этот процесс, то через год мы увидим первый результат. В противном случае, сидя на заднице ровно, мы так и останемся в болоте.